УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ
-
Категория: Без категории
Организация обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В ГБДОУ детский сад № 129 Невского района Санкт-Петербурга действуют три группы для детей с ОВЗ (коррекционные)
Воспитанники с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в ГБДОУ детском саду №129 это воспитанники с ТНР(тяжелыми нарушениями речи) и воспитанники с ЛИН (легкими интелектуальными нарушениями)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [ст. 2 п. 27 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ]
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.
Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. В зданиях учреждения имеются медицинский блок, который находится на первом этаже здания (кабинет медсестры , процедурный кабинет). Кабинеты полностью оснащены медицинским оборудованием и инструментом. Медицинское обслуживание воспитанников организовано квалифицированными работниками деской поликлинники в рамках Договора о взаимодействии
К охране здоровья воспитанников также относятся следующие мероприятия:
определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН;
ведется пропаганда здорового образа жизни;
созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников;
созданы условия по обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в образовательном учреждении;
ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в дошкольном учреждении;
все кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
в дошкольном учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение, имеется тревожная кнопка.
СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
Мероприятия по организации образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Объем и создание специальных условий для организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов всецело зависит от присвоения им соответствующего статуса «ребенок-инвалид» и/или «ребенок с ограниченными возможностями здоровья».
Инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность устанавливается в нормативном порядке в бюро медико-социальной экспертизы. Для ребенка, имеющего статус «ребенок-инвалид» определяется перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей к бытовой, общественной, в последующем профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний.
Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Создание адаптированной образовательной среды.
Для повышения эффективности реализации инклюзивных и интегративных образовательных процессов необходимо создание в образовательном учреждении такой адаптивной среды, которая актуализировала бы возможности ребенка. При этом создаваемые условия должны соответствовать особым образовательным потребностями детей с ОВЗ. А потребности эти связаны с необходимостью коррекции и развития, нарушенных или недоразвитых функций организма, с необходимостью социализации детей с ограниченными возможностями в ходе обучения, с необходимостью не только сохранения и укрепления здоровья таких детей, но и профилактики осложнений и ухудшения имеющихся нарушений и здоровья.
Адаптивная образовательная среда предполагает:
· доступность групп, других помещений ДОУ (создание безбарьерной среды);
· технические средства обеспечения комфортного доступа (ассистирующие средства и технологии);
· коррекционно-развивающую предметную среду для обучения и социализации;
· помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления, наличие разработанных на базе основных образовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Рекомендации по созданию доступной образовательной среды в дошкольной организации.
Одним из критериев инклюзивной среды является принцип доступности, который был провозглашен в резолюции 52/82 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1997 г. Доступность – это не забота об отдельной социальной группе, а важнейшая предпосылка для улучшения положения всех. Доступ – это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то среду, перемещаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией.
Критерии универсальности доступа должны учитывать:
* социальный контекст;
* конкретную ситуацию, в которой может находиться любой человек;
* возрастные и культурные факторы;
* результаты анализа взаимодействия между человеком и средой.
В дошкольном учреждении обеспечены условия безопасности воспитательно-образовательного процесса с учетом основных требований и норм, предъявляемых к образовательному учреждению.
Реализуется программа комплексной безопасности учреждения.
С целью обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности в здании детского сада функционируют:
* автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре;
* кнопка экстренного реагирования и вызова милиции;
* паспорт «Антитеррористической защищенности»;
* поэтажные планы эвакуации людей при пожаре.
Безопасность воспитанников в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья во время проведения образовательного процесса:
*Не реже 1 раза в 6 месяцев проводятся инструктажи по охране жизни и здоровью детей в детском саду и на детских площадках;
* 1 раз в квартал проводятся учебные тренировки по эвакуации воспитанников и персонала;
* беседы, комплексные и тематические занятия с воспитанниками по основам пожарной безопасности и правилам поведения на дороге;
*реализуется план работы по профилактике травматизма;
* план работы по антитеррористической безопасности;
Медицинское обслуживание детей в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Медицинское обслуживание детей в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе нормативно-правовых документов с учетом результатов мониторинга состояния здоровья вновь поступивших детей в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья . Это важно для своевременного выявления отклонений в их здоровье. Медицинское обслуживание осуществляется врачом-педиатром детской поликлиники , медицинской сестрой и узкими специалистами. Дети с хроническими заболеваниями в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья состоят на диспансерном учете.
Ежедневный утренний прием детей в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в группы осуществляется воспитателем, который проводит визуальный осмотр детей с измерением температуры тела и опросом родителей о состоянии здоровья ребенка.
Оздоровительная работа в детском саду:
Основная задача коллектива педагогов направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности, потребности в здоровом образе жизни, развития физических качеств и обеспечения физического и психического благополучия.
Направления по реализации поставленной задачи воспитание здорового ребенка:
1. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада;
2. Комплексный подход в решении физкультурно-оздоровительных задач;
3. Воспитание здорового ребенка в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья через преемственность детского сада, семьи и социума.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями.
Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».